Назад к списку

История мыла в России 

В X в. мыловарение было известно и в Византии, а оттуда распространилось в Древнюю Русь. 

Археологи нашли новгородские берестяные грамоты XIV в., свидетельствующие об использовании мыла при изготовлении полотна. В сборнике «Счетные мудрости», датированном XV в., предлагаются задачки, в условиях которых упоминаются бочки жидкого мыла.

Известно, что некто Гаврила Ондреев завел в Твери "поварню мыльную с котлом мыльным и со всею поряднею", а в Москве существовал даже мыльный ряд.

С этого времени мыловарение в России развивалось очень активно, вплоть до того, что в конце XVIII в. 

Екатерина II утвердила герб город Шуи: на красном поле изображен брус мыла.

Причиной бурного развития мыловарения на Руси являлось обилие ресурсов. Если один из основных компонентов мыла, жир, был повсеместно доступен, то со щелоком в Европе возникали сложности. Для омыления жиров требовались колоссальные объемы поташа карбоната калия, получаемого из раствора древесной золы. 

На Руси, богатой лесными ресурсами, проблем с золой не было, более того, в XVII в. поташ стал одним из основных продуктов экспорта. Но это привело к массовой вырубке лесов, и уже во время царствования Петра I в России, как и в Европе, остро встал вопрос о замене поташа на более дешевое и доступное сырье.

Такую замену нашли в Италии еще в XV в., это была природная кальцинированная сода (карбонат натрия). В природе сода встречается в составе ряда минералов, таких как натрит или термонатрит, скопления которых находятся в так называемых содовых озерах. Более дешевая, чем поташ, сода в Европе стала применяться в мыловарении повсеместно. Это не только снизило себестоимость, но и дало возможность изготавливать твердое мыло. 

В России же запасы природной кальцинированной соды крайне ограниченны, поэтому для производства мыла продолжали использовать поташ, и большую часть объема составляло жидкое мыло.

Широко известны были и московские фирмы - фабрика Ладыгина, фабрика Альфонса Рале "Рале и К" и парфюмерная фабрика Брокара.

Кстати, оборудование фабрики Брокара поначалу состояло всего из трех котлов, дровяной печи и каменной ступки. В первое время на фабрике работало всего три человека, которые производили в день от 60 до 120 кусков мыла. 

                                                         Генрих Брокар

Но Брокар все же сумел стать признанным "королем парфюмерии", выпустив дешевое копеечное мыло для всех слоев населения. Кроме того, он старался придать недорогой продукции привлекательный вид. 

Брокар постоянно заботился о том, чтобы его продукция была оригинальной. Он первым начал выпускать специальное мыло для детей, на каждом куске которого была вытиснена буква русского алфавита.

Мыло для взрослых тоже удивляло внешним видом. Так, мыло под названием "Шаром" имело форму шара, а "Огурец" походило на настоящий пупырчатый овощ. Его покупали даже из одного любопытства.

Умер Брокар в Каннах, куда отправился по настоянию врачей. Его дело продолжили сыновья. 

 В 1913 году, по случаю 300-летия Дома Романовых, продолжатель дела отца, парфюмер Анри Брокар решает преподнести в подарок княгине Марии Александровне, матери императора Николая II, свое новое парфюмерное творение.


Духи настолько понравились княгине, что тут же получили название "Любимый букет императрицы". Сегодня мы знаем их как "Красную Москву"…

Во время революции 1917 года фабрику Брокара национализировали, потом новое правительство передало помещения монетному двору. Со временем парфюмерное производство было восстановлено, но уже в другом помещении. А называться предприятие стало "Новая заря".


Продолжение следует...

Источники: http://www.altpp.ru, http://originalsoap.ru, http://trindelka.net.
Яндекс.Метрика